Неточные совпадения
— Когда так, извольте послушать. — И Хин рассказал Грэю о том, как лет семь назад девочка говорила на берегу моря с собирателем песен. Разумеется, эта история с тех пор, как нищий утвердил ее
бытие в том же трактире, приняла очертания грубой и плоской сплетни, но
сущность оставалась нетронутой. — С тех пор так ее и зовут, — сказал Меннерс, — зовут ее Ассоль Корабельная.
Позже, в последние годы, я пришел к тому, что самое
бытие не первично и есть уже продукт рационализации, обработка мысли, то есть, в
сущности, пришел к отрицанию онтологической философии.
В
сущности, не Бог оправдывается в теодицее, а мир оправдывается Богом, с миром примиряется наше сознание.] невозможна, то
бытие не имеет никакого смысла и никакого не может иметь оправдания.
Сам Лосский признает, что различие между явлениями, которыми занимается наука, и
сущностью вещей лежит в самом
бытии, а не в природе отношений между субъектом и объектом.
— Такая же, как между всякой философией и религией: первая учит познавать
сущность вещей посредством разума, а религия преподает то, что сказано в божественном откровении; но путь в достижении того и другого познания в мистицизме иной, чем в других философских системах и в других вероучениях, или, лучше сказать, оба эти пути сближены у мистиков: они в своей философии ум с его постепенным ходом, с его логическими выводами ставят на вторую ступень и дают предпочтение чувству и фантазии, говоря, что этими духовными орудиями скорее и вернее человек может достигнуть познания
сущности мирового
бытия и что путем ума человек идет черепашьим шагом, а чувством и созерцанием он возлетает, как орел.
Сидя рядом с молодой женщиной, которая на рассвете казалась такой красивой, успокоенный и очарованный ввиду этой сказочной обстановки — моря, гор, облаков, широкого неба, Гуров думал о том, как, в
сущности, если вдуматься, все прекрасно на этом свете, все, кроме того, что мы сами мыслим и делаем, когда забываем о высших целях
бытия, о своем человеческом достоинстве.
Итак, мыслимое по противоположности с добром по
сущности не существует, так как что не существует само в себе, то не существует совсем; следовательно, зло есть не
бытие, а отрицание
бытия» (In eccles.
«То, что подлинно есть благо по
сущности своей, не есть ни начало, ни цель, ни причина
бытия, и не имеет отношения к тому, что является источником движения к причине
бытия» [Migne, 90, col. 1177 (Diversa capita ad theologian! et oeconomiam spectantia deque virtute ac vitio, β).
Бывание (το γιγνόμενον — в платоновском «Тимее») есть тот таинственный, творческий синтез
бытия и небытия, который и выражает собой
сущность тварности, всего относительного.
Всем этим связям присуще не только эмпирическое
бытие, возникновение во времени, но и сверхвременная
сущность.
Отсюда все, что порождает различие родов, видов, что создает разницы и свойства, все, что существует в возникновении, гибели, изменении и перемене, — есть не
сущность, не
бытие, но состояние и определение
сущности и
бытия, а это последнее есть единый бесконечный, неподвижный субстрат, материя, жизнь, душа, истинное и доброе.
То, что в философии зовется идеями, живущими своей собственной диалектической жизнью, в мистическом прозрении представляется как некоторые
сущности, родовые и вместе индивидуальные, качества, имеющие не только отвлеченную значимость, но и конкретное
бытие.
Божество по благодати открывается человеку в меру способности отдельного духа, но сама «пресущественная беспредельность лежит выше
сущности (трансцендентна ей); выше умов превышающее ум единство; недоступно всякому рассуждению единое, превосходящее рассуждение; неизреченное для всякого слова благо превыше слова; единство, единящее всякое единство, и пресущественная
сущность, и ум, недоступный уму, и слово неизрекаемое, бессловность, безразумность и безымянность, не соответствующая ничему из сущего; виновное в
бытии всего, само не будучи сущим, как трансцендентное всякой
сущности» (ib.).
Хотя Он нигде, но все чрез Него, а в Нем, как не существующем, ничто (ως μη δντι μηδέν) из всего, и напротив, все в Нем, как везде сущем; с другой стороны, чрез Него все, потому что Он сам нигде и наполняет все как всюду сущий» (S. Maximi Scholia in 1. de d. п., col. 204–205).], αΰτΟ δε ουδέν (и именно ουδέν, а не μηδέν), как изъятое из всего сущего (ως πάντων ύπερουσίως έξηρημένων), ибо оно выше всякого качества, движения, жизни, воображения, представления, имени, слов, разума, размышления,
сущности, состояния, положения, единения, границы, безграничности и всего существующего» (ib.) [Св. Максим комментирует эту мысль так: «Он сам есть виновник и ничто (μηδέν), ибо все, как последствие, вытекает из Него, согласно причинам как
бытия, так и небытия; ведь само ничто есть лишение (στέρησις), ибо оно имеет
бытие чрез то, что оно есть ничто из существующего; а не сущий (μη ων) существует чрез
бытие и сверхбытие (ΰπερεΐναι), будучи всем, как Творец, и ничто, как превышающий все (ΰπερβεβηκώς), а еще более будучи трансцендентным и сверхбытийным» (ιϊπεραναβεβηκώς και ύπερουσίως ων) (S.
Бесспорно, вся
сущность религии состоит в том, чтобы ощущать все, определяющее наше чувство в его высшем единстве, «как нечто единое и тождественное, а все единичное и особое как обусловленное им, т. е. (!!) чтобы ощущать наше
бытие и жизнь в Боге и через Бога» (50–51).
Если же кто затрудняется, спрашивая о способе происхождения людей, не нужно ли было для сего человеку содействие брака? то и мы спросим его о способе
бытия Ангелов: почему они составляют бесчисленные тьмы, будучи и одной
сущностью и многочисленными?
На основании этого различается и от
сущности энергия, ибо она есть показующее,
сущность же есть показуемое чрез нее в своем
бытии» [Ibid., 1220.].
Дионисий, — не образует никакой
сущности или
бытия, оно лишь ухудшает и разрушает вид существующего, насколько от него зависит» [De div. nom., IV, 20 (Migne, IV, с.
И самое
бытие Божие познается относительно не
сущности, но лишь энергией: «не из
сущности энергия, но из энергии познается
сущность, что она есть, но не что она есть.
Он есть
бытие, имеющее
сущность и остающееся превыше
сущности (ούσιοποιός καί ΰπερούσιος όντότης), имеющее мощь и остающееся превыше мощи, преисполнен всякой действенности и неисчерпаемости, словом, есть действенный источник всякой
сущности, мощи, действенности, начала, средины и конца.
Следовательно, чтобы не быть, оно должно связываться в небытии
бытием небытия (δεσμόν εχειν του μη εϊναι το είναι, μη ον), подобно тому как существующее, чтобы вполне быть, должно связываться в
бытии небытием небытия (το öv το μη δν εχειν μη εϊναι), таким-то образом, существующее в наибольшей степени будет, не существующее же не будет, когда существующее будет причастно
сущности быть существующим, но не будет причастно
сущности быть не существующим (μετέχοντα το μεν δν ουσίας του είναι δν, μη οΰσίασ δε του εϊναι μη ον), если уж вполне быть имеет, и когда не существующее не будет причастно
сущности не быть не существующим (το δε μη öv ουσίας μεν του μη εϊναι μη δν), но будет причастно
сущности быть не существующим (ουσίας δε του εϊναι μη δν), если уж и не существующее имеет вполне не быть.
Ибо и это ничто не есть круглый нуль, но является величиной в высшей степени положительною: именно здесь разумеется то, что существует под покрывалом Майи [В древнеиндийской философии Майа означает иллюзорность
бытия; под «покрывалом Майи» скрывается истинная
сущность вселенной.], которое только застилает наш взор миром явлений; это положительное ничто и составляет подлинную, хотя и трансцендентную для нас действительность, по отношению к которой и установляется типически религиозное отношение.
Типична в этом отношении полемика св. Григория Палимы (XIV в.), который отвергает астрологическую мировую душу, однако утверждая
бытие ее в человеке: «Не существует какой-нибудь небесной или всемирной души, но единственно разумная душа есть человеческая: не небесная, но свышенебесная, и не благодаря месту, но по своей собственной природе, как умная правящая
сущность» (ού^εστι τις ουρανός, ή παγκόσμιος ψυχή, άλλα μόνη λογική ψυχή εστίν ή ανθρωπινή ουκ ουράνιος, αλλ' ύπερουράνιος, ου τόπω, αλλά щ εαυτής φύσει, άτε νοερά υπάρχουσα ουσία) Migne Patrol., ser. gr., t. 150, col. 1125, cap.
Потому и Бог не из
сущности, но из провидения Своего познается в Своем
бытии.
Так и благо, надо сказать, доставляет познаваемому не только способность познаваться, но и получать
бытие и иметь от него
сущность, тогда как благо не есть
сущность, но по достоинству и силе стоит выше (трансцендентно — έπέκεινα)
сущности» [Καϊ τοις γιγνωσκομένοις τοίνυν μη μόνον το γιγνώσκεσθαι φάναι υπό του αγαθού παρεΐναι, άλλα και το εΐναίτε και την οι!σίαν ύτί εκείνου αύτοΐς προσεϊναι, ουκ ουσίας οντος του αγαθού, αλλ' έτι έπέκεινα της ουσίας πρεσβεία και δυνάμει υπερέχοντος (Respubl., VI, 509 b).
«Итак, мыслимое по противоположности с добром по
сущности не существует, так как что не существует само в себе, то не существует совсем: следовательно, зло есть не
бытие, а отрицание
бытия. Мы понимаем зло не как нечто самостоятельное в нашей природе, но смотрим на него, как на отсутствие добра» [См. Несмелое, цит. соч. 407–410, 500.].
Ничто как бытие-небытие есть specificum [Видовой признак (лат.).] тварности, ее — странно сказать — привилегия и онтологическое отличие [Св. Афанасий Александрийский говорит об отношении между Творцом и творением: «Все, что ни сотворено, нимало не подобно по
сущности своей Творцу, но вне Его, по благодати и изволению Его сотворено Словом…
Иначе Бог не есть личность, а отвлеченная идея или
сущность,
бытие элеатов.
Бытие онтологии есть натуралистически мыслимая вещь, природа,
сущность, но не существо, не личность, не дух, не свобода.
Атеизм в
сущности был направлен против Бога как отвлеченного
бытия, отвлеченной идеи, отвлеченной
сущности, и в нем была своя правда.
Иерархический порядок
бытия от Бога до козявки есть давящий порядок вещей и отвлеченных
сущностей.
[То, что Леви-Брюль считает характерным для mentalité первобытного общества, т. е. приобщение к познаваемому, соучастие в нем, и есть, в
сущности, настоящее познание
бытия.
Разрыв между трансцендентальным сознанием, гносеологическим субъектом, идеальным логическим
бытием и живым человеком, в
сущности, делает познание невозможным.
Познание предполагает не идеальное, внечеловеческое
бытие и совершенную пассивность человека, впускающего в себя предмет познания, мир
сущностей (Wesenheiten), а человека, не психологического, а духовного человека и его творческую активность.
Стремление к вечности всего
бытия есть
сущность жизни.
Идеи Достоевского — не прообразы
бытия, не первичные
сущности и, уж конечно, не нормы, а судьбы
бытия, первичные огненные энергии.
Познание по глубочайшей своей
сущности не может быть лишь послушным отражением действительности, приспособлением к данности — оно есть также активное преображение, осмысливание
бытия, торжество в
бытии мирового разума, солнечный в нем свет.
Церковь в мистической своей
сущности и есть универсальный, космический организм, универсальная, космическая иерархия со Христом в сердце
бытия.
В
сущности русский революционный демократизм враждебен иерархическим основам всякого цивилизованного культурного
бытия, всякого государственного и общественного
бытия.